Поперечник следа в средней части ступни

Поперечник следа в средней части ступни

Работа 40. Пользуясь учебником ответьте на вопросы.

1. Что такое осанка?

Привычное положение человека в покое и при движении.

2. Может ли быть без осанки?

3. Какие изменения в организме связаны с нарушением осанки?

Неполноценное питание: недостаток в пище белков и минеральных солей, витаминов.

4. Почему возникает нарушение осанки?

Неравномерное распределение нагрузки.

5. Есть ли нарушения осанки у вас?

Работа 41. Проверьте свою осанку. Заполните таблицу.

1. Углы лопаток на одном уровне.

2. Один плечевой сустав расположен выше другого.

3. Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны

4. Задние отростки позвонков образуют прямую линию

Мерной лентой измерьте расстояние между наиболее удлиненными друг от друга точками плеча в области плечевыз суставов левой и правой руки:

А со стороны груди

Б со стороны спины

Разделите первый результат на второй.

Чем дробь меньше, тем сутулость больше. Если частное близко к 1, то это норма.

Встаньте спиной к стене.

1. Просуньте ладонь между стеной и поясницей.

2. Попробуйте просунуть кулак.

Если последнее удастся, то осанка нарушена.

Осанка нарушена нет

Наличие нарушений Результаты наблюдений Вывод
Выявление боковых искривлений
Определение сутулости
Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника
Возможные причины нарушения осанки ношение сумки на одном плече, неправильное положение спины в сидячем положении

Работа 42. Неправильные позы, подъемы и переносы тяжестей могут привести к смещению позвонков и межпозвоночных дисков. Посмотрите иллюстрации. Объясните последствия ошибочных действий.

Как нельзя. Почему? Как надо
если наклоняться, сгибая спину, позвоночник может замкнуть и уже не разогнуться нужно присесть, взять предмет и встать
если наклониться за тяжелой гирей, может произойти смещение дисков позвоночника и его можно травмировать нужно присесть, взять предмет и встать
напрягаются шейные позвонки и появляется головная боль шея должна быть прямой
перегружен грудной отдел позвоночника нагрузку нужно распределять равномерно
Вывод неправильное положение позвоночника может привести к его искривлению

Работа 43. Пользуясь учебником, проверьте, нет ли у вас плоскостопия. Получив на белой бумаге след ступни, проведите необходимые измерения и запишите их.

1. Расстояние между головками плюсневых костей, сочленяющихся с первым и пятым пальцем, АБ= 7 .

2. Поперечник следа в средней части ступни СД= 3 .

3. Отношение СД:АБ= 23% .

Если это отношение не превышает 33% , значит, норма.

Вывод на основе ваших измерений: плоскостопие есть или нет ? (Подчеркните правильный ответ).

Конспект урока по биологии Нарушение осанки и плоскостопие (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор Булышева Л.В.
Дата 15.07.2015
Формат doc
Изображения Нет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

«Нарушение осанки и плоскостопие».

Учитель: Булышева Л.В.

г. Сыктывкар, 2015

Тема: Нарушение осанки и плоскостопие.

Цель: разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.

– Рассмотреть основные критерии правильной осанки тела.

-Рассмотреть методику определения искривлений позвоночника и плоскостопия.

-Разъяснить учащимся отрицательные последствия плоскостопия и нарушения осанки.

-Охарактеризовать методы профилактики искривлений позвоночника и плоскостопия.

-Развивать умения анализировать факторы окружающей среды, нарушающие здоровье человека.

-Развивать лаконичную правильную биологическую речь.

-Развивать умения делать выводы.

-Развивать повышенный интерес к биологии и медицине.

-Показать актуальность данной проблемы.

-Сформировать в сознаниях учащихся отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье человека.

-Пропагандировать среди учащихся здоровый образ жизни.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.

Применяемые технологии: информационные технологии, технологии здоровьесбережения.

Основные методы: словесный, наглядный, исследовательский.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: таблицы: «Скелет человека», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия», компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу.

Приветствуют учителя, положительно настраиваются на учебную деятельность

II. Актуализация знаний обучающихся.

Ведёт фронтальную беседу с учащимися.

1.Назовите и покажите на модели элементы скелета, обозначенные на рисунке вопросительными знаками.

2.Охарактеризуйте представленные типы соединения костей.

3.Перед вами нормальная кость, прокаленная кость и декальцинированная кость. Какие выводы можно сделать о химическом составе костей и о значении веществ образующих кости?

4.В романе Жюля Верна описывается забавный случай путешественники собрались поужинать мясом ламы гуанако, но оказалось, что мясо несъедобно «Быть может, оно слишком долго лежало?» – спросил один из путешественников. «Нет, оно слишком долго бежало», – ответил ученый Паганель. Действительно мясо гуанако съедобно, если животное поймано во время отдыха. Почему?

Читать еще:  Плоскостопие вальгусная стопа у ребенка

Отвечают на вопросы учителя

III.Мотивация и целеполагание

Предлагает посмотреть внимательно на рисунок, на нем изображены люди, которые идут по своим делам. Чем же отличается движения этих людей? (демонстрация слайда «Осанка при ходьбе»).

Подводит учащихся к формулировке темы урока, задавая вопрос: как вы думаете, чему сегодня посвящен урок?

Корректирует предположения учеников, уточняет тему урока.

Высказывают свои мысли. Слушают и просматривают рисунок.

Высказывают свои предположения, самостоятельно формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетрадь.

IV.Изучение нового материала

Знакомит учащихся с понятием осанка, с наиболее распространёнными нарушениями осанки (сутулость, сколиоз), используя электронное приложение к учебнику

Выберите и подчеркните только правильные, на ваш взгляд, утверждения:

Голова и туловище держится (наклонно, прямо, откинувшись назад);

(Голова, рука, шея) слегка приподнята;

Несколько отведены назад (плечи, ноги, руки);

Грудная клетка (вогнута, развернута, выпукла);

Плечи находятся на (разном, одном) уровне;

Живот (подобран, опущен, расслаблен);

В поясничной части имеется (небольшой, средний, большой) изгиб вперед

Организует практическую работу «Определение нарушения осанки»

Причины нарушения правильной осанки тела

В. Каковы последствия нарушения осанки тела?

В. Какие меры необходимо применять для предупреждения нарушений осанки?

«На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки».

В. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Знакомит с плоскостопием, организует практическую работу по определению данного нарушения (учащиеся заранее сделали отпечатки своих стоп дома)

О каком нарушении опорно-двигательного аппарата идет речь в отрывке из произведения Гоголя «Мертвые души»?

“Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. “

Слушают учителя, рассматривают слайды, рисунки в учебнике, обсуждают понятие осанка, выясняют, какой должна быть правильная осанка, причины нарушений осанки.

Работают в парах, выполняют практическую работу: исследуют осанку.

Поперечное плоскостопие: симптомы, лечение, профилактика

Поперечное плоскостопие – изменение конфигурации скелета стопы. Деформация возникает при ослаблении мышечного и связочного аппаратов.

Формы и виды заболевания

Продольное плоскостопие обуславливается опущением арок, опирающихся на пяточный бугор. Патологические изменения затрагивают стопу. Она уплощается и увеличивается по длине. Эта форма часто сочетается с поперечным плоскостопием разной степени. При поперечном плоскостопии архитектоника стопы нарушается ближе к фалангам пальцев. Отклонения выражаются в уменьшении длины стопы, расширении ее переднего отдела.

Провокаторами заболевания служат внешние факторы, либо наличие перенесенных патологий.

Плоскостопие подразделяют на несколько видов:

    травматическое – формируется вследствие полного или частичного нарушения целостности пяточной кости, предплюсневых костей и лодыжек; паралитическое – паралич большеберцового нерва, затрагивает голень и подошвенные мышцы; полиомиелит в анамнезе; рахитическое – слабость костно-мышечной системы, несопоставимая с нагрузкой тела; статическое – самый распространённый вид; предпосылки – увеличение массы тела, малоподвижный образ жизни, возрастные изменения, чрезмерная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, ношение неудобной обуви.

Причины и признаки появления поперечного плоскостопия

У правильно сформированной стопы фаланги пальцев ног прикреплены к головкам плюсневых костей параллельно друг другу. Оставаться в таком положении им помогают связки и мышцы, при ослаблении которых происходит деформация поперечного свода стопы. Кости занимают веерообразное направление, вслед за ними отклоняются сухожилия. Изменение конфигурации сопровождается искривлением большого пальца наружу и смещением головки плюсневой кости.

Яркие проявления поперечной формы плоскостопия:

    видоизменение очертаний стопы; быстрая утомляемость нижних конечностей; боли в переднем отделе стопы; огрубение кожи под плюсневыми головками; образование мозолей и бурситов на межфаланговых суставах; костно-хрящевые разрастания; жжение, непроизвольное сокращение мышц голени; стянутость сухожилий на разгибе пальцев.

Женщинам в период вынашивания плода нужно внимательно относиться к болям в ногах. Они могут быть предвестниками развития плоскостопия в силу прибавления в весе и смещения центра тяжести.

Читать еще:  Ревматоидный артрит народные методы лечения

Методы диагностики

Основной метод диагностирования патологии – рентгенография стоп. Процедуру проводят в вертикальном положении. Для детализации клинической картины снимки делают под разными ракурсами. Исследование назначает ортопед после визуального осмотра стопы с учетом особенностей в походке, износе обуви, мышечных реакциях.

Он же проводит компьютерную диагностику, позволяющую определить тип свода стопы и нагрузку на нее. Компьютер точно показывает те точки, которые перегружены за счет давления массы тела.

Самый старый, но до сих пор актуальный метод – исследование стопы с помощью стопомера, либо обычной линейки, циркуля, транспортира. После измерение стопы инструментами и изучения следа босой ноги на бумаге, выводится подометрический индекс. Цифры от 29 до 31 говорят о норме. При увеличении ширины стопы по отношению к длине от 42 и выше врач диагностирует поперечное плоскостопие.

Патологические изменения могут затронуть ближайшие кровеносные сосуды и нервные волокна. Поэтому дополнительно назначаются консультации хирурга-флеболога и невропатолога.

Комплекс лечебных мероприятий

Предпочтение в лечении патологии отдается консервативному методу.

Первоочередная задача:

    устранение болевой симптоматики; укрепление мышечно-связочного аппарата – гимнастические упражнения; обеспечение клеточного питания тканей – массаж с кремами, обогащенными полезными веществами; ножные ванны с травяными настоями; ношение ортопедической обуви; использование специальных стелек и межпальцевых валиков; физиотерапия – УВЧ; парафин; электрофорез с тримекаином, новокаином; фонофорез с гидрокортизоном.

В наиболее тяжелых случаях с резко выраженным течением показано хирургическое вмешательство. Во время операции удаляют хрящевой нарост, выравнивают кости, перемещают и подтягивают сухожилия. Чтобы предотвратить искривление, кости фиксируются с внутренней стороны стопы специальным приспособлением. Новые разработки в этой области минимизируют дискомфорт операбельного больного и уменьшают срок реабилитации.

Как предотвратить развитие плоскостопия

Не стоит дожидаться критических результатов. Лучше предотвратить заболевание, чем потом бороться с последствиями. Хождение – отличная профилактика плоскостопия. Приоритет отдается ходьбе босиком по неровной бугристой поверхности: песку, гальке, массажному коврику, тренажерам. Передвижение на мысках, пятках, перекатывание с одной стороны на другую – лечебная гимнастика для стоп. Можно совместить приятное с полезным – потанцевать. Движения принесут не только радость, но и большую пользу.

Здоровое питание, обогащенное фруктами и овощами – возможность предотвратить патологию. Увеличение массы тела вызывает избыточное давление на свод стопы.

Немаловажный аспект в предупреждении развития плоскостопия – использование ортопедических стелек -супинаторов. Они расслабляют мышцы, находящиеся в постоянном тонусе, перенося нагрузку на незадействованные раннее. Формируют правильную постановку ног при ходьбе. Предотвращают нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Стельки можно купить готовые, либо сделать по индивидуальному заказу в ортопедическом салоне.

И главное – профилактическая обувь. Она разрабатывается с учетом изменения конфигурации стопы на начальном этапе плоскостопия и для профилактики этого заболевания. Помогает вылечить мозоли и наросты, улучшает циркуляцию крови, уменьшает утомляемость ног.

Выбирая сей предмет гардероба, следует руководствоваться следующими критериями:

    наличие высокого задника, уплотненного кожаной вставкой для фиксации стопы; устойчивая широкая платформа и каблук; соответствующая полнота – носок широкий, но при этом облегает ногу; отсутствие внутренних швов, способных создавать дискомфорт во время ходьбы.

Ортопедические изделия для облегчения ходьбы

Ортопедическая обувь в обязательном порядке проходит клинические испытания. Перед поступлением в продажу продукция сертифицируется на соответствие заявленному качеству и уровню. Обувь предназначена для коррекции патологических изменений нижних конечностей, поэтому оснащена:

    супинатором, который амортизирует вибрацию при ходьбе, обеспечивает плавность переката через стопу; стелькой в области продольного свода стопы; каблуком Томаса с удлиненной внутренней частью, что обеспечивает опороспособность и балансировку стопы при ходьбе, помогает не заваливать ее вовнутрь; хорошо гнущейся подошвой.
Бренд Ортопедическое изделие Цены в рублях
ОРТЕК (Россия) туфли 5000 – 7000
сапоги 12000 – 16000
полусапожки женские 4900 – 5100
JANITA (Финляндия) сапоги 13000 – 17000
Woopy (Турция) детские ботинки 1000 – 1200
Lucro (Италия) ботинки мужские 16800
Adidas (Германия) кроссовки 7000 – 25000
Nike (США) кроссовки 5000 – 16000
Belwest (Беларусь) домашнее тапочки 650 – 750

Обувной ассортимент для облегчения ходьбы разнообразен (от сапог до домашних тапочек) и эстетичен (не отличается от обычных моделей). При необходимости в ортопедической обуви можно ходить весь день.

Противопоказание при поперечном плоскостопии

Во избежание осложнений при диагностированном поперечном плоскостопии не рекомендуется:

Конспект урока по биологии Нарушение осанки и плоскостопие (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор Булышева Л.В.
Дата 15.07.2015
Формат doc
Изображения Нет
Читать еще:  Лазерная операция по удалению варикозных вен

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

«Нарушение осанки и плоскостопие».

Учитель: Булышева Л.В.

г. Сыктывкар, 2015

Тема: Нарушение осанки и плоскостопие.

Цель: разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.

– Рассмотреть основные критерии правильной осанки тела.

-Рассмотреть методику определения искривлений позвоночника и плоскостопия.

-Разъяснить учащимся отрицательные последствия плоскостопия и нарушения осанки.

-Охарактеризовать методы профилактики искривлений позвоночника и плоскостопия.

-Развивать умения анализировать факторы окружающей среды, нарушающие здоровье человека.

-Развивать лаконичную правильную биологическую речь.

-Развивать умения делать выводы.

-Развивать повышенный интерес к биологии и медицине.

-Показать актуальность данной проблемы.

-Сформировать в сознаниях учащихся отрицательного отношения к факторам, разрушающим здоровье человека.

-Пропагандировать среди учащихся здоровый образ жизни.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.

Применяемые технологии: информационные технологии, технологии здоровьесбережения.

Основные методы: словесный, наглядный, исследовательский.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: таблицы: «Скелет человека», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия», компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу.

Приветствуют учителя, положительно настраиваются на учебную деятельность

II. Актуализация знаний обучающихся.

Ведёт фронтальную беседу с учащимися.

1.Назовите и покажите на модели элементы скелета, обозначенные на рисунке вопросительными знаками.

2.Охарактеризуйте представленные типы соединения костей.

3.Перед вами нормальная кость, прокаленная кость и декальцинированная кость. Какие выводы можно сделать о химическом составе костей и о значении веществ образующих кости?

4.В романе Жюля Верна описывается забавный случай путешественники собрались поужинать мясом ламы гуанако, но оказалось, что мясо несъедобно «Быть может, оно слишком долго лежало?» – спросил один из путешественников. «Нет, оно слишком долго бежало», – ответил ученый Паганель. Действительно мясо гуанако съедобно, если животное поймано во время отдыха. Почему?

Отвечают на вопросы учителя

III.Мотивация и целеполагание

Предлагает посмотреть внимательно на рисунок, на нем изображены люди, которые идут по своим делам. Чем же отличается движения этих людей? (демонстрация слайда «Осанка при ходьбе»).

Подводит учащихся к формулировке темы урока, задавая вопрос: как вы думаете, чему сегодня посвящен урок?

Корректирует предположения учеников, уточняет тему урока.

Высказывают свои мысли. Слушают и просматривают рисунок.

Высказывают свои предположения, самостоятельно формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетрадь.

IV.Изучение нового материала

Знакомит учащихся с понятием осанка, с наиболее распространёнными нарушениями осанки (сутулость, сколиоз), используя электронное приложение к учебнику

Выберите и подчеркните только правильные, на ваш взгляд, утверждения:

Голова и туловище держится (наклонно, прямо, откинувшись назад);

(Голова, рука, шея) слегка приподнята;

Несколько отведены назад (плечи, ноги, руки);

Грудная клетка (вогнута, развернута, выпукла);

Плечи находятся на (разном, одном) уровне;

Живот (подобран, опущен, расслаблен);

В поясничной части имеется (небольшой, средний, большой) изгиб вперед

Организует практическую работу «Определение нарушения осанки»

Причины нарушения правильной осанки тела

В. Каковы последствия нарушения осанки тела?

В. Какие меры необходимо применять для предупреждения нарушений осанки?

«На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки».

В. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

Знакомит с плоскостопием, организует практическую работу по определению данного нарушения (учащиеся заранее сделали отпечатки своих стоп дома)

О каком нарушении опорно-двигательного аппарата идет речь в отрывке из произведения Гоголя «Мертвые души»?

“Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. “

Слушают учителя, рассматривают слайды, рисунки в учебнике, обсуждают понятие осанка, выясняют, какой должна быть правильная осанка, причины нарушений осанки.

Работают в парах, выполняют практическую работу: исследуют осанку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector